Повысить эффективность физического воспитания можно в том случае, если в школе создана и постоянно укрепляется учебно-спортивная база, а учителя в полной мере используют ее для достижения оптимального объема двигательной активности учащихся. В нашей средней школе совместными усилиями учащихся, их родителей, и учителей такая база создана. По итогам районного смотра-конкурса школьных спортивных сооружений за 2005, 2006 гг. школа заняла одно из первых мест.
Что же представляет собой наш спортивный комплекс?
Во дворе школы оборудован гимнастический городок, который включает в себя двенадцать разновысоких перекладин, четверо брусьев, два рукохода, два гимнастических бревна. Во время обучения прыжкам устанавливаем по два гимнастических козла и коня. Оборудована П-образная рама высотой 5 м и шириной 6 м, на которой размещены две наклонные лестницы, два подвесных канатов и гимнастические кольца. Гимнастический городок занимает 300 кв. м, его пропускная способность 150-200 учащихся в одно занятие.
На футбольном поле размечены секторы для метания гранаты, диска, толкания ядра. В зимнее время играем в мини-футбол. Есть также баскетбольная и волейбольная площадки.
Спортивный зал 9X18 м располагает всем необходимым оборудованием и инвентарем. Здесь имеется пять пристенных перекладин, гимнастические кольца, канаты, гимнастические стенки на восемь пролетов. Много нестандартного оборудования: тренажеры для развития силы рук, спины, прибор для развития силы кистей, комплекты гимнастических палок, самодельные набивные мячи, гантели, гири, обручи и др. В зале оборудовано четыре баскетбольных щита.
Часто уроки провожу с музыкальным сопровождением, использую технические средства обучения: диафильмы, грампластинки, наглядные пособия по всем разделам учебной программы.
Применяю на уроках учебные карточки. Сделаны они из картона 10X15 см. На одной стороне карточки — рисунок упражнения или целого комплекса, на другой — его запись. Карточки предназначены для самостоятельной и индивидуальной работы.
Создание спортивного комплекса открыло как бы новый этап в формировании у детей интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и углубленному овладению программой по физической культуре. Хорошее оборудование, рациональное его размещение позволяют мне добиваться высокой моторной плотности занятий, сорок пять минут урока проходят с большей эффективностью. Наши спортивные сооружения не пустуют, во время перемен дети постоянно с удовольствием занимаются на спортивных снарядах.
При такой постановке дела у нас появилась необходимость и возможность не только учить, но и воспитывать детей в нравственном отношении: злободневными стали вопросы бережливости, хозяйственности. Надо сказать, что дети берегут все, что сделано для них и с их помощью. Мы же продолжаем и сегодня совершенствовать, модернизировать и пополнять наш спортивный комплекс.
Все уроки в настоящее время у меня открытые, я не делают из них секретов.
В своей практике я применял различные формы организации самостоятельных занятий учащихся физическими упражнениями, в том числе и домашние задания.
Научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями — одна из главных задач учителя физической культуры. Программа физического воспитания четко и конкретно определяет требования по этому вопросу. Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроке. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется систематически.
У меня накоплен интересный опыт работы и продолжаю вести постоянный поиск в этом направлении. Вот уже в течение тридцати лет опробую различные варианты домашних заданий по физической культуре. Составляя комплексы упражнений, стремлюсь, чтобы они не были слишком сложными и не отнимали много времени при контрольном выполнении, но, однако, одновременно были бы достаточно эффективными.
Знания о том, как самостоятельно заниматься физическими упражнениями и какими именно, ученики получают на уроке. Я даю ребятам необходимые теоретические сведения и практический материал при прохождении разделов учебной программы.
Домашние задания по физической культуре складываются в нашей школе из выполнения комплексов утренней гигиенической гимнастики, упражнений по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков. Есть у нас домашние задания постоянные и временные, приуроченные к моменту прохождения тех или иных разделов учебной программы.
Остановлюсь подробнее на организации работы по выполнению постоянных домашних заданий. Подбирая такие задания, исхожу из того, что наиболее охотно учащиеся выполняют упражнения, доступные им, позволяющие видеть рост результатов, который подлежит количественной и качественной оценке, как со стороны самих учеников, так и со стороны учителя, одноклассников, родителей учащихся. Материалы программы по физическому воспитанию школьников позволили выбрать целый ряд таких упражнений и использовать их при выполнении постоянных домашних заданий.
Выбирая упражнения, учитываю возможность их выполнения в домашних условиях, а также осуществления быстрого контроля за их выполнением во время урока. Естественно, учитывалась и польза их для физического развития и повышения физической подготовленности учащихся. Основу комплексов для постоянных домашних заданий для учащихся V—XI классов составили упражнения, включающие в себя различные наклоны туловища, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание туловища из положения лежа, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивания, прыжки через скакалку, переход из упора присев в упор лежа и др. Эти упражнения рассчитаны на развитие всех двигательных качеств и охватывают все основные группы мышц. Выполняя их, школьники развивают также волю и трудолюбие, прокладывая тем самым себе путь к систематическим занятиям физической культурой.
Из класса в класс, с учетом возраста учащихся, содержание комплексов постоянных домашних заданий несколько изменяется в сторону усложнения. Однако в основе учета их выполнения остается принцип общего количества повторений или повторений за определенный отрезок времени.
Как учитель физической культуры прекрасно понимаю, что домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому ученику, без реального учета его физического развития и подготовленности. Поэтому я не ставлю перед своими учениками задачу выполнить упражнение, точно определенное количество раз, а предлагаю им улучшить к контрольному сроку личный показатель на какое-то количество раз (повторений, подходов и т. д.). Такое положение, как мне представляется, ставит в равные условия сильного и слабого учеников, заставляет заниматься обоих.
В связи с этим, исключительно важным становится момент определения первоначальных возможностей ученика в выполнении упражнений домашнего задания. Нужно знать максимальный результат ученика, чтобы быть уверенным, что его дальнейший рост идет действительно за счет самостоятельной работы дома. Опыт работы показывает, что в V— VII классах этот вопрос перед учителем особо остро не стоит: дух соперничества, соревновательный азарт обычно заставляют ребят выполнять упражнения до предела. Однако в VIII—XI классах некоторые школьники пытаются уже приспособиться к знакомой им системе домашних заданий и порой сознательно занижают свои возможности, чтобы иметь резерв для будущего. Выявлять этот «скрытый резерв» помогает преемственность при включении в домашние задания тех или иных упражнений. В результате, когда ученик переходит в следующий класс, я хорошо знаю его физические возможности.
Практическое приложение:
Упражнения постоянных домашних заданий для развития физических качеств учащихся V—XI классов и описание требований к их выполнению.
1. Приседания (для развития силы ног, общей и силовой выносливости).
V класс. И. п.— о. с. 1— присесть, руки вперед; 2 — и. п. Учитывается количество приседаний. Первоначальный результат необходимо улучшить на 10 раз.
VI—VII классы. И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — присесть, руки вперед; 2 — и. п. В V классе учитывается количество приседаний; улучшить на 10 раз. В VII классе фиксируется количество приседаний за 1 мин.; улучшить на 3 раза.
VIII—IX классы. И. п.— ноги шире плеч, руки внизу. Поочередные приседания на правой и левой ноге. 1 — присесть на правой, левая прямая впереди, руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же на левой. В VIII классе учитывается общее количество приседаний; улучшить на 6 раз. В IX классе определяется количество приседаний за 1 мин.; улучшить на 2 раза. X—XI классы. И. п.— стойка ноги врозь правой, руки с низу. 1 — присесть на правой с касанием коленом пола левой ногой (напротив середины стопы правой), руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же, но левая впереди. В X классе учитывается сумма приседаний на обеих ногах; улучшить (в сумме) на 10 раз. В XI классе фиксируется сумма приседаний на обеих за 1 мин,; улучшить на 4 раза.
2. Прыжки со скакалкой (для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей и силовой выносливости). Общее для всех положение: вращение скакалки вперед, ноги вместе. V класс. Учитывается количество прыжков; улучшить на 20 раз.
VI—VII классы. В VI классе учитывается количество прыжков за 1 мин.; улучшить на 5 раз. В VII классе определяется количество прыжков за 1,5 мин.; улучшить на 8 раз.
VIII—IX классы. В VIII классе учитывается количество прыжков за 2 мин.; улучшить на 8 раз. В IX классе фиксируется количество прыжков за 2,5 мин.; улучшить на 10 раз.
X—XI классы. Учитывается количество прыжков за 3 мин.; улучшить на 12 раз.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены (для развития мышц брюшного пресса, силовой и общей выносливости). V класс. И. п.— руки на пояс. Учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз.
VI—VII классы. И. п.— руки на груди, взяты за локти. В VI классе учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз. В VII классе определяется количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 2 раза.
VIII—IX классы. И. п.— руки за головой. Учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз.
X—XI классы. И. п.— руки за головой. В X классе учитывается количество подниманий за 2 мин.; улучшить на 4 раза. В XI классе фиксируется общее количество подниманий; улучшить на 6 раз.
4. Наклоны вперед (для развития гибкости, равновесия, общей выносливости).
V—VII классы. И. п.— ноги на ширине плеч, руки внизу (V класс); сомкнутая стойка, руки внизу (VI—VII классы). 1 — наклон вперед, коснуться руками пола; 2 — и. п. Учитывается количество наклонов за 1 мин. и качество выполнения (касание пола пальцами, кулаками или ладонями, отсутствие нарушений структуры движений); улучшить на 3 раза. V
III—IX классы. И. п.— ноги на шире плеч, руки вверху. 1 — наклон вперед, коснуться руками пола; 2 — выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 1,5 мин. и качество выполнения; улучшить на 3 раза.
X—XI классы. И. п.— узкая стойка, ноги врозь, руки вверху. 1 — наклон вперед, коснуться руками пола; 2 — выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 2 мин.; улучшить на 5 раз.
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спины, ног, развития силовой и общей выносливости).
V—VII классы. Руки на повышенной опоре (V класс — высота 60—70 см, VI—VII классы — 30—35 см). Учитывается количество повторений; улучшить на 5 раз.
VIII—IX классы. Руки на полу. Учитывается количество повторений; улучшить на 4 раза.
X—XI классы. Юноши — ноги на повышенной опоре высотой 30—35 см; девушки — руки не повышенной опоре (между двух стульев). Учитывается количество повторений; улучшить на 4 раза.
6. Подтягивание: мальчики — из виса, девочки из виса лежа (для развития силы рук, укрепления брюшного пресса, мышц груди и спины). Во всех классах учитывается количество подтягиваний; улучшить результат на 1 раз. Девушки X—XI классов упражнение не выполняют.
7. Переход из упора присев в упор лежа (для развития общей выносливости, укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса).
V класс. Учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз.
VI—VII классы. В VI классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В VI классе определяется количество повторений за 1 мин.; улучшить на 3 раза.
VIII—IX классы. В VIII классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В IX классе фиксируется количество повторений за 1,5 мин.; улучшить на 4 раза.
X—XI классы. В X классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В XI классе определяется количество повторений за 2 мин.; улучшить на 6 раз.
Из приведенного описания упражнений видно, что, как мы уже говорили, перед учащимися ставится задача увеличить свой результат на определенное количество раз от одного контрольного урока к другому. Оценка «5» ставится за выполненное задание. Если роста нет, ученик получает оценку «3». За ухудшение ранее показанного результата ставится неудовлетворительная оценка. Все оценки за выполнение домашних заданий фиксируются в классном журнале и учитываются при выставлении оценок за четверть.
Контрольные уроки по проверке домашних заданий провожу в октябре, декабре, марте и мае, то есть один раз в четверть. Очень важной мне кажется оценка первого контрольного выполнения упражнений (в октябре). Учитываю, что упражнения были даны ученикам как задание на летние каникулы и что эти упражнения несколько изменяются в следующем классе. Поэтому в сентябре часто включаю упражнения домашнего задания во вводную часть урока, слежу за правильностью их выполнения. Постоянно напоминаю ученикам о самостоятельной работе дома. Первая оценка выставляется, исходя из среднего результата в классе. Последующие оценки ставятся в соответствии с вышеизложенными требованиями.
Все описанные формы и средства домашних заданий для учащихся применяю в своей школе и могу уже твердо сказать, что положительные результаты налицо. Выполнение домашних заданий улучшило физическую подготовленность школьников, они стали меньше болеть, более заполненным получился их досуг.
Р.Л. Ставцева, учитель физической культуры |