Метод круговой тренировки
при обучении обучающихся на уроках физической культуры
Добиваться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка. В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Одной из важнейших задач я ставлю, с одной стороны моделирование специальных комплексов и выработку алгоритмического предписания для их выполнения, а с другой – в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью обучающихся на уроках физического воспитания.
На уроках физического воспитания использую упражнения для совершенствования и развития молодого организма, укрепления здоровья. При разработке различных моделей физической подготовки необходимо:
- Определить конечные цели воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения;
- Провести анализ упражнений, связывать их с учебным материалом;
- Комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом физической подготовленности группы;
- Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий;
- Соблюдать последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой и интервал между кругами при повторном прохождении комплекса;
- Создать карточки с текстовой и графической информацией;
- Определить способ их размещения и хранения в процессе круговой тренировки.
Методу круговой тренировки я отдаю большое предпочтение, особенно в ходе занятий с тренировочной направленностью. На таких уроках в условиях жесткого лимита учебного времени метод круговой тренировки позволяет индивидуализировать нагрузку каждого обучающегося с учетом достигнутого им уровня физического развития, приучает к самостоятельному творческому участию в освоении учебной программы при развитии физических качеств. При этом активно использую весь арсенал стандартного и нестандартного оборудования, установленного как в физкультурном зале, так и на спортивной площадке. В круговую тренировку включаю хорошо освоенные упражнения, изучаемые в данном классе на протяжении учебного года, с помощью которых можно относительно избирательно воздействовать на различные мышечные группы и функции организма.
На первом уроке в четверти знакомлю обучающихся со всем комплексом круговой тренировки, графическое изображение и краткое описание, которого помещаю в прозрачную полиэтиленовую папку. На каждой станции в такой же папке, только с указанием номера станции, помещаю на листе ватмана графически выполненное, с кратким описанием задание в двигательном действии, которое предстоит выполнить обучающемуся на этой станции. Комплексы круговой тренировки провожу на всех этапах урока. Они направлены на решение его задач; кроме того, посредствам их идет развитие тех физических качеств, которые будут необходимы при изучении нового двигательного действия. На каждом уроке в форме круговой тренировки использую чаще всего комплекс из 6 – 10 упражнений, последовательно вовлекающих в работу все части тела и группы мышц.
Начиная с пятого класса, знакомлю обучающихся с организацией и проведением круговой тренировки. Работу по станциям в начале веду с целью ознакомления занимающихся с процессом круговой тренировки, последовательностью прохождения станционных заданий без учета количества выполняемых упражнений. Затем приступаем к освоению самого метода круговой тренировки, когда обучающиеся определяют максимальный тест и индивидуальную нагрузку на каждой станции. Все показатели занимающиеся записывают в тетрадь по физической культуре или на карточке.
От урока к уроку анализируя степень освоения того или иного двигательного действия по подготовленным карточкам-заданиям, к следующей серии уроков составляю новые. Карточки, использование которых дает отличный результат, как правило, использую долго, они остаются в работе на несколько лет.
Круговая тренировка позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе, приучает их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. |